Перейти к содержанию

Словарь расстановочных терминов


Рекомендуемые сообщения

Баланс "давать-брать"

 

Баланс между «брать» и «давать» является основой любых партнерских отношений. Даря и принимая взамен (любовь, заботу, внимание, подарки, детей, обиды... — разное), мы позволяем отношениям длиться. Если один из партнеров только берет, не привнося ничего в отношения, или, наоборот, только дает, не получая ничего от этих отношения для себя — отношения прекращаются. По-другому происходит уравновешивание между родителями и детьми. Родители всегда дают жизнь, дети берут ее и передают эту эстафету дальше, своим детям. Если же ребенок решит возместить родительский дар: жизнь за жизнь, и всего себя посвятит родителям — род может прерваться. Также нарушением баланса «брать/давать» является аборт, когда родители забирают жизнь. Поэтому аборты нередко разрушают брак изнутри, что можно увидеть в расстановке.

 

Вытеснение

 

Один из механизмов психологической защиты. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования.

 

Первым вытеснение описал Зигмунд Фрейд, считавший его основным механизмом формирования бессознательного. По его словам, «судьба импульса влечения может быть определена так, что он наталкивается на сопротивление, которое хочет сделать его недейственным. Тогда при определённых условиях он приходит в состояние вытеснения».

 

Как защитный механизм вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Удалённые из сознания, эти элементы, однако, не пропадают из памяти (человек легко вспоминает их под гипнозом) и не перестают влиять на поведение человека и его сны. На бытовом уровне вытеснение может быть легко обнаружено. Например мы говорим: «я смотрю телевизор, чтобы забыться, чтобы не думать о плохом», «я пошла на концерт, чтобы отвлечься», «для того, чтобы отвлечься, мне нужно сменить обстановку» и пр.

 

Генограмма

 

Графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии. Это своего рода родословное дерево со специфической системой обозначений, отражающей, собственно, цели, для которых она составлялась.

 

Обычно мужчины на генограмме обозначаются квадратами, женщины - кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод, характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, противоречивые - также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.).

 

Можно задаться целью исследовать, например, семейные болезни, выявить, хотя бы приблизительно, некую склонность членов рода к соматическим патологиям. Тогда на схеме надо будет приводить описания внешности, отмечать аллергии, серьезные болезни, хронические недуги, врожденные проблемы, особенности беременностей, причины смертей. Такая информация бывает жизненно необходима и в других ситуациях.

 

Отмечая, например, наличие в роду патологий желудочно-кишечного тракта и соотнося с семейными традициями питания, можно помочь и себе, и семейству в целом. Допустим, Вы выясняете, что женщины рода традиционно страдают холециститами, мужчины умирают от панкреатитов и рака поджелудочной железы. И в то же время на собственном опыте знаете, как ваши родные и близкие любят широкие застолья с обильной жирной и острой пищей. Очевидно, что «семейное проклятье» – холециститы и панкреатиты - можно если не полностью исключить, то хотя бы уменьшить вероятность их возникновения, скорректировав систему питания не для конкретного дяди, только что перенесшего операцию, а для семейства в целом. Такой подход полезен более всего для грядущих поколений - надо научить внуков питаться правильно.

 

Можно поставить целью исследование отношений внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, можно выявить интересные закономерности, например, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Или традиционную неразговорчивость старших в роду мужчин - «патриархов».

 

Хороший материал для изучения и введения в генограмму - семейные традиции. Как заключаются браки, как воспитываются дети, как лечат больных, какие отношения между мужьями и женами, как относятся к старшим, каковы профессиональные предпочтения у членов семьи, умеют ли они делать карьеру.

 

Польза сбора таких сведений очевидна. Сведение воедино разрозненных данных - первый шаг анализа. А анализ сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.

 

Динамика

 

Отношения между элементами системы, определенный сценарий развития семейной ситуации, который часто не очевиден, но становится явным в расстановке.

Некоторые из особо распространенных системных динамик получили специальные названия. Например:

 

динамика триангуляции (от англ. `triangle` - `треугольник`) проявляется в том, что ребенок передвигается вверх по иерархии системы и встает рядом с родителями (или между ними), часто при этом возникает подобие "любовного треугольника", в этом случае страдают и партнерские отношения родителей, и ребенок, который в такой позиции не может получать через родителей энергию рода;

динамика парентификации (от англ. `parent` - `родитель`) - нарушение базового порядка, при котором ребенок чувствует себя больше, чем родитель, стремится заместить своему родителю кого-то из его родителей;

динамика следования за кем-либо в болезнь или в смерть (ее часто называют "я последую за тобой") - проявление лояльности (см.) через повторение судьбы заболевшего или умершего раньше времени родственника;

динамика "лучше я, чем ты" или "я сделаю это вместо тебя" также является одним из проявлений лояльности. Часто причиной смертельной болезни является внутреннее решение, принятое в отношении любимого человека, которое можно выразить так: «Лучше умру я, чем ты!», «Я сделаю это вместо тебя».

 

Жизненный цикл семьи

 

Последовательная смена стадий жизни, связанных с важными событиями (брак, рождение детей, отделение детей от родителей, рождение внуков, изменение возраста...), которые проходит любая семья в ходе своего развития. Считается, что переходный период к следующему жизненному циклу сопровождается неизбежным кризисом семьи. Именно в переходный период семьи наиболее часто обращаются за психологической помощью.

 

Заместитель

 

В основе работы расстановки лежит феномен замещающего восприятия (см. "Заместильское (замещающее) восприятие") - люди берут на себя роль другого человека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те, кого они замещают. Люди, выбранные на определенные роли, называются заместителями. Заместители, озвучивая свои состояния и переживания, позволяют ведущему расстановки восстановить ход событий семейной истории и постепенно, шаг за шагом, распутать клубок семейных взаимоотношений, вернуть в систему исключенных, выстроить правильную иерархию, восстановить баланс (см. "Порядки (законы) любви"). Это делается при помощи добавления, перемещения заместителей в поле расстановки, применяются разрешающие фразы (см. "Разрешающие фразы") и ритуалы (см."Ритуалы"). Показателем верности решения для данной системы является комфортное состояние всех заместителей и клиента (ровные чувства, отсутствие дискомфорта в теле, признаки физического и психического облегчения у клиента).

 

Ведущие расстановщики подчеркивают, что заместителем может быть любой человек (существуют только ограничения, связанные с состоянием здоровья), но лучше, когда мужские роли "играют" мужчины, а женские - женщины. Заместитель может вводиться в расстановку клиентом или терапевтом, при этом заместителю сообщается, чью роль он исполняет (например: "Ты - мой дедушка Вася, папа моей мамы"), кем приходятся ему уже стоящие в расстановке заместители (например: "Эта женщина - твоя жена, а это ваша дочь"); обычно клиент проходит с ним пару шагов, держа его за плечи и как бы направляя, так заместитель входит в роль. Иногда после расстановки заместителей "выводят" из роли (например, похлопывая по спине со словами: "Ты больше не дедушка Вася, ты - это ты"). В некоторых расстановках требуются заместители не только на роли людей, но и на роли абстрактных понятий или предметов, например, для бизнеса, денег, симптома (болезни), внутреннего органа или даже смысла жизни. Лучший способ понять, как работает расстановка - принять в ней участие в роли заместителя.

 

Заместительское (замещающее) восприятие

 

Феномен, заключающийся в том, что заместитель члена системы, находясь в поле расстановки, начинает чувствовать то, что чувствует/чувствовал его прототип. Это могут быть как физические ощущения (например, боли в той области тела, которая болит/болела у прототипа), так и эмоции (гнев, радость), а также образы и картины (рождение, убийство). Обычно заместитель четко различает свои и "чужие" переживания. Практически каждый человек может быть заместителем и воспринимать информацию о замещаемом человеке, но одни люди более чувствительны, другие менее, и опыт заместительской практики развивает заместительское восприятие.

 

Заместительское восприятие возникает в том числе и при полном отсутствии информации о замещаемом члене системы, как у самого заместителя, так и у клиента. Это объясняется существованием морфического (знающего) поля - внешнего источника информации о системах; в расстановках уже накоплен обширный опыт подтверждений приходящей из поля информации.

 

Идентификация

 

Выражение любви к родственнику (часто с трагической судьбой) через повторение его судьбы; напоминание о ком-то, кого семья не вспоминает (например, о первом муже своей мамы) через повторение его судьбы. По сути, идентификация - это утрата себя через слияние с чужой судьбой. У такого человека нет своих целей в жизни, он живет по чужому сценарию, часто даже не осознавая этого, другими словами, замещает кого-то, исключенного из родовой системы.

 

Интервенция

 

В широком смысле - любое целенаправленное вмешательство внешней силы в процесс. Когда говорят о расстановках, под термином интервенция понимают действия терапевта, направленные на поиск, стимулирование развития или на прерывание какой-либо динамики в расстановке, которые он совершает после создания первичного образа расстановки. Интервенция может проводиться также и для проверки гипотез терапевта, которые тот строит, исходя из положений и движений заместителей. Терапевт, например, может ввести нового заместителя, если видит, что кого-то в системе не хватает (так бывает, когда кто-то из уже стоящих как бы ищет кого-то, или все время смотрит в пол, - в этом случае речь обычно идет об уже умершем). Разрешающие фразы и ритуалы (см.), таким образом, также являются видами интервенции.

 

Исключенный член семьи

 

Член семьи, о котором по какой-то причине не принято говорить, вспоминать, и таким образом лишенный права принадлежности к семье. В этом качестве очень часто выступают рано умершие дети, абортированные дети, родственники, совершившие что-то неодобряемое или связанные с какой-то историей, о которой не принято говорить, часто в русских семьях советского периода - репрессированные. Напоминанием семье об исключенном члене может стать повторение его судьбы кем-то из потомков, следование его привычкам, болезням.

 

Лояльность

 

Связь, основанная на родственных узах, привязанности к любому из членов рода. Эта связь как бы подтверждает закон принадлежности (см. "Порядки любви") и может иметь различные формы проявления. В случае нарушения закона принадлежности с исключенным членом, чье право на принадлежность к роду нарушено, проявление лояльности к нему может вести к перенятию чувств или даже к идентификации и приобретать самые тяжелые и уродливые формы: повторение тяжелой судьбы, следование за предком в смерть, болезнь.

 

Морфическое (знающее, информационное) поле

 

В своей книге "Новая наука жизни: гипотеза формообразующей причинности" (1981) биолог-теоретик Руперт Шелдрейк предложил радикально новую теорию, объясняющую, как обучаются живые существа и как они изменяют форму. Гипотеза Шелдрейка состоит в следующем: если то или иное поведение повторяется достаточно часто, оно запечатлевается в неком "морфогенетическом (или формообразующем) поле". Это поле (теперь Шелдрейк называет его просто "морфическим") обладает своего рода кумулятивной памятью, хранящей все, что происходило с данным видом в прошлом. Представители каждого вида (речь идет не только о биологических организмах, но также о белковых молекулах, кристаллах и даже атомах) настроены на свое отдельное морфическое поле, которое простирается во времени и пространстве, проявляясь посредством процесса, называемого "морфический резонанс".

 

Возьмем, например, кристаллы. Согласно теории Шелдрейка, форма и структура кристалла зависят от характеристик соответствующего поля. Более того, в первый раз построить кристалл новой разновидности очень трудно, но с каждым разом это становится все проще в силу влияния морфического поля (или "памяти") каждой предыдущей кристаллизации. "Этот факт прекрасно известен химикам", – отмечает Шелдрейк.

 

В нашем случае теория Шелдрейка объясняет, каким образом могут произойти фундаментальные (или архетипические) изменения в человеческой психике. На первых порах изменение в поведении или отношениях дается с трудом, но по мере того, как новую модель поведения перенимает все больше отдельных индивидуумов, новым людям становится проще измениться – даже без прямого влияния со стороны окружающих. Согласно теории Шелдрейка, люди посредством морфического резонанса настраиваются на новую модель в морфическом поле и испытывают все более сильное влияние с ее стороны, – это объясняет, почему со временем перемены даются все легче.

 

Сам Шелдрейк пишет: "Предлагаемые мною идеи очень близки теории Юнга о коллективном бессознательном. Главное отличие состоит в том, что теорию Юнга применяют главным образом в отношении человеческого опыта и человеческой коллективной памяти. А я предполагаю, что подобный принцип действует во всей Вселенной, а не только в человеческой психике."

 

Незавершенное горе

 

Зависание человека, потерпевшего утрату, в одной из стадий процесса горевания. Эта ситуация может длиться годами. Она не всегда осознаваема. Такая привязка к событию в прошлом может негативно влиять на жизнь в настоящем (мешать продвижению по жизни, построению новых отношений и т.п.) и иметь негативные последствия для последующих поколений (то, что не завершили предки достается "по наследству" потомкам, которые могут попасть в переплетение). Если, например, произошла утрата, но по каким-то причинам не была отреагирована (например, оплакана), она может повторяться из поколения в поколение (см. «Синдром годовщины»).

 

Незавершенный развод

 

Развод не может считаться завершенным, если между формально разведенными супругами существуют неразрешенные вопросы, эмоциональная привязанность. При этом не важно, положительные это эмоции, или отрицательные. Упреки в адрес друг друга, ненависть могут связывать так же сильно, как и любовь. Ситуация незавершенного развода может длиться десятилетиями и препятствовать новым отношениям. Расставание — это процесс и, чтобы его завершить, нужно время (по статистике до 3 лет). Спокойное и ровное общение между бывшими супругами — показатель завершенности развода.

 

Образ-решение (разрешающий образ)

 

Собственно, расстановка нацелена на поиск образа-решения.

 

После формирования первичного образа расстановки (см.) терапевт проводит опрос всех заместителей (см.); до расстановки терапевт уже выяснил, кто относится к данной системе, а уже в процессе расстановки обычно становится ясно, кто уступил свое место в системе другому, или был из нее исключен (см.). Часто это происходит через несколько промежуточных ступеней, представляющих собой важные с терапевтической точки зрения промежуточные шаги. Разрешающий образ возникает в процессе взаимодействия. При формировании разрешающего образа в систему включаются те, кто раньше был из нее исключен, а также другие члены системы, у кого были особые судьбы. Нередко бывает, что отсутствуют нужные сведения, что затрудняет или делает невозможным продвижение вперед. В случае сомнений терапевт больше полагается на собственные наблюдения, особенно если невербальное поведение участников противоречит их словам. В течение всей этой фазы тот, кто расставлял свою систему, только наблюдает и в ответ на вопросы терапевта дает дополнительную информацию.

 

Если был найден хороший разрешающий образ, клиента приглашают занять свое место.

 

Когда клиент увидел решение, достаточно того, чтобы он просто вобрал этот образ в себя и продолжал жить, как жил. Он должен дать пройти времени. Это похоже на процесс исцеления, который протекает медленно, а потом вдруг все налаживается. Никому больше в его системе меняться не нужно. Также не надо никому говорить, что ему следует занять другое место. Все изменения происходят только благодаря запечатленному в душе образу. Иногда бывает полезно рассказать о ходе расстановки членам семьи, но без комментариев: было так-то и так-то, и результат был такой-то. Если родители привели в порядок систему внутри себя, это оказывает непосредственное влияние на детей, даже если им никто ничего об этом не говорит. Признаком хорошего решения является наличие у каждого члена системы своего хорошего места, хотя конечно, если человек остался что-то должен, то ему лучше привести это в порядок. Некоторым клиентам бывает полезно зарисовать образ-решение. Подробности часто забываются.

 

Источник информации - constellator.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...