Перейти к содержанию

Шестое чувство / The Sixth Sense (1999)


Рекомендуемые сообщения

— Холодает.

 

После окончания съёмок своего первого голливудского фильма «Пробуждение» режиссёр М. Найт Шьямалан оказался в тупиковой ситуации.

С продюсером Харви Вайнштайном (Miramax) у него сложились холодные отношения: тому не нравился отснятый материал фильма,

и он не доверял Шьямалану, считая, что последний не соберёт из этого достойную картину в монтажной.

Это недоверие и холодность задержали выход картины, сгубили её. Подобного отношения к своей работе от людей, которые призваны помогать и

поддерживать Найт выносить не мог, но с этим продюсером по контракту он должен был снять ещё два фильма.

Шьямалан оказался профессионально привязанным к человеку, который его сдерживал, не доверял ему, висел на шее тяжёлым грузом.

 

И тогда Шьямалан решил написать сценарий настолько восхитительный и ошеломляющий, чтобы студии боролись за право приобрести его, отдать автору эксклюзивные права на постановку и потратить деньги на адвокатов, которые смогут избавить его от связавшего по рукам и ногам контракта с Вайнштайном. Шьямалан работал денно и нощно. Так появился сценарий «Шестого чувства». Как написал в своей книге Майкл Бамбергер, это был акт «отчаяния и амбиции», более чем оправдавший себя.

 

Готовый сценарий был в условиях строжайшей секретности разослан главным продюсерам всех студий в одно и то же утро.

Всем — курьером, Харви Вайнштайну — почтой. Шьямалан мог себе это позволить, потому что продюсер владел им как режиссёром,

но не как сценаристом. Остальным получателям при доставке посоветовали отложить все свои дела, включая обед, и прочитать сценарий,

потому что он «настолько хорош». На тот же вечер был назначен аукцион со стартовой суммой в миллион долларов (!) при условии,

что фильм будет снимать сам Шьямалан.

 

Компания Дисней выиграла аукцион, предложив неслыханную для сценария сумму в 3 миллиона долларов и отдельный гонорар Шьямалану

как режиссёру в полмиллиона. Харви Вайнштайн отказался от контракта за проценты с прибыли фильма — он всё ещё не доверял автору,

да и в конце концов, это были для него деньги из ничего.

 

В результате фильм, рождённый отчаянием и амбициями, прописал Шьямалана в списке самых уважаемых в мире режиссёров и сценаристов,

избавив от холодности и равнодушия к его творчеству, которые, казалось, пришлось бы терпеть ещё долго.

 

 

Шестое чувство / The Sixth Sense (1999)

 

Лента была номинирована на 6 Оскаров, включая лучший сценарий, лучшую режиссуру и лучший фильм,

и совершила переворот в мировом кинематографе.

 

Про что?

Детский психиатр Малкольм Кроу пытается помочь мальчику Коулу, настроение которого меняется от аутичного до истеричного и на теле которого

мать часто находит неизвестно откуда взявшиеся царапины и ушибы. В практике доктора Кроу был единственный случай, когда он ошибся при

лечении мальчика-пациента, и это привело к чудовищным последствиям. Коул очень похож на того мальчика и сам по себе, и по симптомам расстройства, и по семейной ситуации (развод родителей), поэтому доктор считает своим долгом помочь ему:

будто исправляет свою старую ошибку, помогает сразу двоим.

 

Постепенно мальчик проникается к нему доверием, и Кроу узнаёт, что причиной происходящего с мальчиком является не развод родителей,

а нечто совсем другое. Коул признаётся, что видит наравне с живыми мёртвых людей, которые и причиняют ему боль, внушают чудовищный страх.

Чем дальше продвигается Малкольм в лечении Коула, тем яснее видит, как жена отдаляется от него, отдающего всё своё время и внимание пациенту

— в данном случае даже двум пациентам. В семье же Коула похожий разлад уже давно: он боится говорить маме о том, что с ним на самом деле

происходит, боится её реакции, а она сходит с ума от того, что не знает, в чём дело.

Фильм «Шестое чувство» про мальчика, который видит мёртвых людей, и про психиатра, который пытается помочь ему справиться со страхом,

который приносит этот «дар».

 

О чём?

С самого начала фильм начинает выстраиваться вокруг взаимоотношений двух пар родных друг другу людей: Малкольм со своей женой и

Коул с мамой. В обоих случаях постепенно всплывает на поверхность некий дефект, который мешает им находить общий язык.

Сами Малкольм и Коул, наоборот, постепенно открываются друг другу всё больше, делятся секретами и мыслями,

о которых отчего-то не сказали самым близким людям.

 

К тому времени, как испуганный Коул впервые пытается избавиться от своего страха, заговорив с мёртвым человеком, смысловая завязка фильма

уже выведена: главная его тема — общение. У нас перед глазами два ярких примера того, как самые близкие люди не говорят друг другу

важных вещей, когда отсутствие информативного контакта между ними постепенно увеличивает трещину в их отношениях, становится ежедневной

тягостной мукой: встречами лишь за обеденным столом, сопровождаемыми невыносимым молчанием и звоном столовых приборов.

 

В первой паре Малкольм наблюдает, как жена Анна увядает без его внимания и заботы. Причём эта линия начинается с самого начала фильма:

Анна ненароком, не придавая этому особого значения, говорит о грамоте, полученной мужем от мэрии за заслуги в области детской психологии:

— Наконец они сумели оценить твоё самопожертвование. Ведь ты пренебрегал всем, в том числе и мной, ради тех детей, о которых тут написано.

 

Большую часть фильма Малкольм проводит с пациентом и, даже когда оказывается в собственном доме, почти всегда стремится работать в подвал.

В первой сцене фильма Анна заходила в этот подвал за бутылкой вина и почувствовала, насколько он холодный.

Холод и дальше присутствует в фильме, на сюжетном слое знаменуя присутствие мертвецов, а на смысловом — холодное, ущербное общение.

 

— А почему вы такой грустный?

— Разве грустный? С чего ты взял?

— Ваши глаза сказали.

— Я вообще-то не должен говорить…

 

Коул идёт на сближение с Малкольмом лишь только после того, как тот рассказывает о себе, соглашается на диалог, а не игру в одни ворота.

Доктор делится с пациентом тем, что его так беспокоит: ставит сам себе диагноз, говоря о себе в третьем лице:

— Он очень переменился. Стал совсем не таким, как раньше.

Его жене не нравится, каким он стал. Они теперь почти не разговаривают. Будто чужие.

 

 

— Чего вы хотите больше всего на свете?

— Я не знаю.

— Но я же про себя сказал.

— Я знаю, чего хочу. Я хочу снова разговаривать с женой. Так, как мы разговаривали с ней раньше. Как будто на свете никого, кроме нас с ней, нет.

 

В конце Малкольм следует совету Коула: поговорить с женой во сне, сказать ей всё, что на сердце, чтобы она и сама не заметила, как выслушала его. К сожалению, в русском дубляже пропала дословная связь между словами Анны в начале и словами Малькольма, сказанными спящей жене в конце:

— И ты должна знать вот что. Я никогда тобой не пренебрегал. Никогда. Я люблю тебя. Ты спи, Анна. Завтра всё будет по-другому.

 

Во второй паре мама Коула отчаянно пытается найти общий язык с сыном, но тот боится, что мама — единственный человек, который всё ещё не считает его психом — вдруг начнёт считать его таковым, а потому держит при себе тот ужас, который творится с ним.

 

— Я безумно устала, Коул, устала физически, устала от мыслей, я устала душой!… И где же помощь? Дела в нашей маленькой семье не очень хороши. Я много молюсь, но наверное, как-то не так. Наверное, лишь мы сами можем помочь друг другу, ответить на молитвы друг друга. Нам обязательно нужно общаться.

 

В конце Коул всё-таки избавляет маму от мучительных мыслей о том, что же с ним происходит, пойдя с ней на контакт.

И в этой, пожалуй, самой драматичной сцене фильма мы узнаём о ещё одной паре, у которой когда-то возникла небольшая проблема в общении:

маме Коула и его бабушке. Один раз не договорив о чём-то с последней, мама Коула в последствии уже не смогла задать своей маме очень важный вопрос, и если бы не «дар» её сына, она так бы и не узнала на него ответ. Было бы уже слишком поздно, ведь общение с живыми людьми —

это тот же «дар», то «шестое чувство», связывающее его с окружающим миром, которым не всякий человек и не всегда может воспользоваться. Некоторые пренебрегают этой возможностью.

 

В фильме ещё много аллюзий на тему общения: школьная постановка о Маугли, который разговаривал с животными,

сдержанное нейтральное общение на похоронах, где, казалось бы, эмоциональность должна была бы зашкаливать,

постоянное появление в кадре бессловесных зданий и скульптур, да и сама способность Коула говорить с теми, с кем другие уже не могут говорить.

Мёртвые люди лишь хотят чтобы он их выслушал и помог. Вообще классические слова о призраках идеально описывают тех людей,

что по каким-то причинам лишились или отказались от возможности по-человечески разговаривать с другими, отвечать вниманием на внимание,

теплом на тепло:

 

— Они везде ходят, как обычные люди. Они не видят друг друга. Видят только то, что хотят. Они не знают, что уже умерли.

— Ты часто их видишь?

— Всё время. Они есть повсюду.

 

Фильм «Шестое чувство» — о том, почему самые близкие на свете люди не общаются о важных вещах и к чему это приводит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тоже смотрела. Поразил в самое сердце.

Ассоциирую себя с мальчиком.

Помнится первая картинка - загорающаяся лампочка...

Надо посмотреть заново.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм «Шестое чувство» — о том, почему самые близкие на свете люди не общаются о важных вещах и к чему это приводит.

Нет, Керби. Не о том. Жаль, что ты не его не посмотрел.

 

Фильм о том, что психиатр помогает мальчику, который видит умерших людей. Это его пугают.

Параллельно психиатр замечает, что жена с ним не разговаривает и на его глазах встречается с другим.

Психиатр и мальчик вместе понимают, что эти люди просто просят о помощи.

Мальчик помогает нескольким.

Например, умершей девочке - дать знать отцу, что ее отравила мачеха.

И перестает их бояться.

А потом говорит психиатру, что ему нужно поговорить с женой, когда она спит.

В процессе всего этого, психиатр вспоминает, что его убили несколько лет назад. И нашаривает на спине воткнутый нож. И понимает, что он - такой же призрак, которого никто, кроме этого мальчика, не видит.

 

ЗЫ Психиатра играет Брюс Уиллис. Великолепен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...