Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

 

Нейропсихология —это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она -- пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии. Она тесно взаимодействует с практикой диагностики нарушений высших психических функций и их восстановления при локальных поражениях головного мозга.

Развитие нейропсихологии.

 

Основателем нейропсихологии является А. Р. Лурия (1902--1977). Некоторые теоретические подходы к нейропсихологической проблематике были разработаны им еще в 30-х гг. XX в. совместно с Л.С.Выготским. Однако основной нейропсихологический материал он получил, работая в военных госпиталях в годы Великой Отечественной войны. На базе этого материала А. Р. Лурия написал несколько книг, первой из которых была «Травматическая афазия» (1947). С нее, можно сказать, и начала развиваться уже в оформленном виде наука нейропсихология. Основной труд А. Р. Лурия -- «Высшие корковые функции человека» (1962), переизданный у нас в 1969г. и многократно на разных языках издававшийся за рубежом.

 

Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы, существующие в разуме, как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии. Это одна из самых эклектичных дисциплин психологии, пересекающаяся с исследованиями в области нейронауки, философии (особенно философии разума), нейрологии, психиатрии и информатики (особенно, в создании и изучении искусственный нейронных сетей).

На практике нейропсихологи в основном работают в научных-исследовательских организациях и в организациях, занятых клиническими исследованиями, специализированных клиниках (направление — клиническая нейропсихология), судебных и следственных учреждениях (часто занимаются судебной экспертизой)

 

Задачи нейропсихологии

 

1. Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.

2. Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга

3. Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.

 

Подходы

 

Экспериментальная нейрофизиология — подход, использующий методы экспериментальной физиологии для исследования связей между строением и функционированием нервной системы и когнитивными функциями. Бо́льшая часть исследований проводится при изучении поведения здорового человека в лаборатории, однако часть исследований ведётся в экспериментах на животных. Преимущество экспериментов с участием человека в том, что можно использовать специфические функции нервной системы человека для исследования связей между психологическими функциями и нейроанатомией.

Клиническая нейрофизиология — применение нейрофизиологического знания для оценки, управления и реабилитации людей, страдающих от болезни или травмы (особенно травмы мозга), которая вызвала повреждение когнитивных функций человека. В частности, этот подход дает физиологическую точку зрения на лечение таких больных, на то как заболевание и/или травма влияет на психологию человека и как психологические воздействия может повлиять на течение болезни.

 

Коннективизм — использование искусственных нейронных сетей для моделирования когнитивных процессов. Этот подход использует различные упрощенные, но правдоподобные модели функционирования нейронов. Например, для изучения эффектов травм или болезней головного мозга, нейронные сети сначала тренируют для выполнения какой-либо когнитивной задачи, потом вносят изменение, моделирующее травму (болезнь), и сравнивают с данными, полученные на реальном мозге.

 

К настоящему времени можно выделить следующие направления нейропсихологии.

 

• Клиническая нейропсихология (синдромология).

 

Изучает нейропсихологические синдромы, в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, поражения глубоких подкорковых структур и коры головного мозга. Использует методы неаппаратурного клинического нейропсихологического исследования, разработанные в основном А.Р. Лурия. В этом направлении работали: А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Н.К. Киященко, Э.Г. Симерницкая, Н.В. Гребенникова и др.

 

• Экспериментальная нейропсихология.

 

Занимается экспериментальным аппаратурным изучением психологических и мозговых механизмов нарушений различных психических функций (у детей и взрослых). Изучает двигательные функции, когнитивные, эмоционально-личностную сферу. Использует экспериментальные методы общей психологии, адаптированные к условиям клиники. Это направление развивает Е. Д. Хомская со своими учениками.

 

• Реабилитационная нейропсихология.

 

Занимается изучением динамики спонтанного восстановления психических функций у нейрохирургических больных, структуры и динамики нейропсихологических синдромов при сенильной деменции, социопсихологических аспектов реабилитации больных с локальными поражениями мозга, а также созданием методов восстановления высших психических функций. В этом направлении работали и работают Л.С. Цветкова, а также ее ученики и сотрудники Т.В. Ахутина, Н.Н. Полонская, Н.Г. Калита, Н.М. Пылаева и другие. Детская реабилитационная нейропсихология позволила по-новому понять различные формы аномалий психического развития детей и наметить новые пути компенсации дефектов.

 

• Психофизиология локальных поражений мозга.

 

Изучает психофизиологические механизмы нарушения когнитивных, двигательных и эмоциональных процессов у больных с локальными поражениями мозга, основываясь на важнейшем положении нейропсихологии, согласно которому психические функции надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами. Активно применяются психофизиологические методы: электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы, связанные с событиями потенциалы мозга и т.д. Это направление развивали Е.Д. Хомская, Б.А. Маршинин, С.В. Квасовец, В.В. Лазарев и другие.

 

• Нейропсихология нормы и индивидуальных различий.

 

Изучает психические процессы и состояния у здоровых лиц с позиции нейропсихологии. Исходит из того, что в норме у здоровых людей в поведении и психике проявляются индивидуальные различия, связанные с латеральной межполушарной асимметрией мозга. Такую асимметрию можно выявить нейропсихологическими методами, определив профиль латеральной организации (ПЛО) мозга. ПЛО мозга каждого человека индивидуален и определяется по схеме «рука -- ухо -- глаз», т.е. моторная, слуховая и зрительная асимметрия. По этим показателям можно определять некоторые способности и предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности. Это направление Е.Д. Хомская развивает со своими учениками.

 

• Детская нейропсихология.

 

Изучает нарушение психических процессов и состояний у детей с локальными поражениями мозга. В детском возрасте нервная система еще не сформирована окончательно, латеральная асимметрия четко не выражена, механизмы правого и левого полушарий функционируют иначе, чем у взрослого человека, а отсюда и совершенно другая нейропсихологическая картина, что дало основание для выделения этого направления в нейропсихологии. Исследуются также причины школьной неуспеваемости с позиции нейропсихологии. Создаются методические рекомендации по коррекции школьной неуспеваемости.

 

• Нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология).

 

Изучает нарушение психических процессов и состояний престарелых. Мозговые нарушения в старческом возрасте протекают совершенно специфическим образом, и там выявлены факторы, которые поддаются изучению нейропсихологическими методами. Например, изучаются нейропсихологические синдромы, возникающие при различных поражениях мозга: болезнях Паркинсона, Альцгеймера, дисциркуляторной энцефалопатии и др., сопоставляются симптомы нарушения высших психических функций, характерные для нормального и патологического старения.

Это позволяет определять и предсказывать направление развития того или иного процесса деменции в старческом возрасте и делать практические выводы об их профилактике, т.е. принимать меры к недопущению развития патологических процессов.

 

• Экологическая нейропсихология.

 

Формирование этой отрасли нейропсихологии началось с изучения влияния малых доз радиационного воздействия на функции головного мозга на материале чернобыльской аварии и с описания нейропсихологических синдромов, типичных для «чернобыльской болезни». Направление, связанное с известными экологическими катастрофами и выявленными при этом различными психическими нарушениями. Предполагает объяснение состояния мозга и поведения в реальных жизненных условиях. Жертвы экологических катастроф могут быть исследованы нейропсихологическими методами, и можно будет применять профилактические меры для противодействия повреждающему влиянию этих катастроф и проблем на психику людей.

 

Книги по нейропсихологии:

 

Хомская Е.Д. "Нейропсихология" скачать бесплатно можно на этом сайте _www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology_

Корсакова Н. К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имея психологическое образование как можно стать нейропсихологом? В каких вузах нужно для этого учится, только в медицинских на стационаре или же есть альтернативы заочные отделения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот что Вам сказать?)Обучение психологии это вообщето не только Id-Ich-SuperIch.Это и лестница Лурия и ЭЭГ.Хотя если хотите проводить нейрохирургические операции то конечно медицинская)Если реабилитация Паркинсонизма, Альцгеймера,Аутизма то психология)

 

А так Лурия,Выготский и Леонтьев-большая тройка отечественной психологии:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и давно?))

 

Конечно, Эдган Блейер -психиатр)Но

 

Критерия аутизма, как одного из основных в триаде шизофрении Э.Блейлера, нет уже достаточно давно, начиная с одноименных критериев К.Шнайдера.

Связь между детстким аутизмом и собственно шизофренией скорее феноменологическая.

Или о чем Вы?))

Чего стоит один казоморфин который не усаевается желудком при РДА?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Связь между детстким аутизмом и собственно шизофренией скорее феноменологическая.
исключительно феноменологическая, но никак не патогенетическая.

 

Чего стоит один казоморфин который не усаевается желудком при РДА?

это важно, но это не объяснение.

Казеинморфин козьего молока тожде не усваивается. но наблюдений, что искусственники с балкан, где до начала 50-х годов козье молоко было основным заменителем женского, а коровье, казеинморфин которого усваивается, исполдьзовалось только для изготовления масла, чаще страдают РДА, нет.

Что то с пептидом Р- да ( клинически- его большая нехватка)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это важно, но это не объяснение.

Для объяснения люди целые книги пишут, конечно она не единственная, свинец-тоже... и нарушения митохондриальной дыхательной цепи...и окситоцин...

Но это уже намного больше чем просто аутоэротизм, Вы же это понимаете)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот что Вам сказать?)Обучение психологии это вообщето не только Id-Ich-SuperIch.Это и лестница Лурия и ЭЭГ.Хотя если хотите проводить нейрохирургические операции то конечно медицинская)Если реабилитация Паркинсонизма, Альцгеймера,Аутизма то психология)

 

В этом и дело, что это еще целая цепь органических структур и биохимических реакций организма которые меня интересуют намного больше, чем вечная борьба Ид и Супер Эго.

Спасибо за ответ.

Вперед в светлое будущее нейропсихологии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:) Да, но и

 

"Как отметил Л.С Выготский, попытка подойти к психике как е непосредственной функции мозга и искать ее источники в глубинах мозга так же безнадежна,как и попытка рассматривать психику как форму существования духа...Чтобы причинно объяснить высшие психические функции человека, нужно выйти за пределы организма и искать их истоки не в глубинах духа или в особенностях мозга, а в общественной истории человечества, в тех формах общественного труда и языка, которые сложились в истории общества и вызвали к жизни наиболее совершенные виды общения и новые формы сознательной деятельности"

 

А.Р.Лурия (2009 год.из-во Питер)

 

Не стоит забывать)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в чём заключаются нейропсихологические подходы Е.Д. Хомской и Л.С. Цветковой?

Ничем. В них нет "вариаций". Нейропсихология и патопсихология это науки имеющие фундаментальную аксиоматику в отличие от "психологии", которая превратилась в помойку с начала 90-х годов, когда из-за рубежа в нашу страну хлынул поток околонаучной грязи, которая по сути психологией не является, потому что банально не отвечает критериям науки. По этому и мысли появляются у "психологов" о том, что в нейропсихологии могут быть какие-то "варианты". Вы не виноваты. Это "психологи" малограмотные. Их развелось как тараканов на грязной кухне. Вот они и дезинформируют других людей по любому поводу. Научная база нейропсихологии - неврология. У патопсихологии - психиатрия. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Функция мозга- отражение реальности. Цель отражения реальности- коррекция поведения.Техническое воплощение отражения реальности- рефлекторное кольцо Бернштейна. Выгодский говорил о высших психических функциях, хотя на самом деле и низших тоже. :)

 

Да!

Нет никаких ВПФ в отсутствии низших функций. Это уже А.Р. Лурия говорил и писал в своих работах. 

Системная организация, функциональная взаимосвязь и топическая организация форева!

Не существует никаких изолированных функций.

Это давно уже аксиоматика нейронауки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте! У меня есть серьезное психическое расстройство - раздражение на некоторые звуки. Скажите, поможет ли мне нейропсихолог в данном случае? Мне психотерапевт советовал сделать МРТ головного мозга и пойти с результатами к нейропсихологу, чтобы он по точкам в мозге эти раздражения убирал...


Что делать? Невозможно жить с этими раздражениями!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подскажите где можно найти практику после обучения ( повышения квалификации ) на детского нейропсихолога?

если в Москве, то Центр патологии речи и реабилитации (ЦПРиН).

Имея психологическое образование как можно стать нейропсихологом? В каких вузах нужно для этого учится, только в медицинских на стационаре или же есть альтернативы заочные отделения?

Нет такой отдельной специальности - нейропсихолог, так же как и нету патопсихолога, есть клинический (медицинский) психолог, который просто выбирает определенное направление в своей работе. Чтобы устроится на работу вам достаточно получить образование клинического психолога и пойти работать психологом в отделение неврологии. А дальше уже сами добираете свои знания и опыт, читая Лурия. Цветкову и т.д. Можете повысить свой образовательный уровень, дополнительно пройдя курс обучения в Центре патологии речи и нейрореабилитации в Москве. Есть еще выездные циклы, их проводит А.В. Цветков, поищите о них информацию

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...